Фальсификации и подлоги


Нереализованные проекты Петербурга
Зимний дворец


Мы уже отчасти касались этого вопроса при рассмотрении истории Александровской колонны и ее якобы нереализованного изображения в альбоме Бертуха здесь.


Однако имели место и проекты помасштабнее.


Сегодня мы скажем несколько слов об архитекторе Вильгельме Штире. Его послужной список не очень велик: участник назарейского круга, изучал греческие и римские древности, занимался преимущественно преподавательской деятельностью. Все что он построил за свою жизнь - это его собственный дом. Однако его авторитет в профессиональной среде был весьма высок. Он был членом Академии искусств и Академии наук в Берлине, Бранденбургской академии наук и Баварской Академии наук в Мюнхене, а тот факт, что он являлся кавалером ордена Рыцарского креста Ордена Красного Орла, говорит о его принадлежности масонству. В общем немало параллелей с Фридрихом Бертухом, который тоже был больше вдохновителем и организатором нежели творцом.


Однако в связи с тем, что в нашем журнале мы часто обращаемся к истории СПб, нам интересен один из нереализованных проектов Штира примерно 1838 года, после знаменитого и вместе с тем наиболее разрушительного пожара в Петербурге, в результате которого сгорел Зимний дворец.


Штир предлагал свой проект его восстановления, и если бы он был реализован, то фасад Зимнего дворца со стороны Невы выглядел бы вот так:


filtr

Обратите внимание на здания слева и справа от дворца. Угадать их трудновато, похоже, проект предполагал перестройку и остальной части города, а возможно, что рисовальщик просто перерисовал уже имеющийся проект, относящийся к совсем другому городу.


Еще несколько рисунков. Так бы выглядел боковой фасад дворца


filtr

А вот так передний


filtr

Рисунки Штира, выполненные карандашом


filtr

Общий план Зимнего дворца по Штиру, здесь он не слишком сильно отличается от существующего.


filtr

Рисовать, конечно, легче, чем строить, поэтому подобного рода проекты, опередившие свое время, нередко постигала такая же участь как и замысел Бориса Иофана. Об экономических причинах никогда не следует забывать. Тем не менее к подобного рода информации нужно подходить примерно также как и к картинам Пиранези, не торопясь вслед за историками относить к фантазиям все что не укладывается в официальную версию. Учитывая то обстоятельство, что деятели искусств прошлого не стремились к абсолютной оригинальности, а часто заимствовали идеи своих предшественников, не исключено, что и Штир изобразил то что видел во время своей работы в Италии, может быть не в реальности, а на чертежах или картинах.


Мнение редакции журнала "Наука и Религия" и администрации клуба "Исторический аудит" может не всегда совпадать с мнением автора